Маленькие секретики большого министерского дома. Часть 1

Издание:
Эхо Москвы
Дата
14 ноября 2013
Автор:
Сергей Пархоменко
«Диссернет» теперь разросся до буквально мировых размеров: я недавно для одной публичной лекции составлял карту нашей экспертной сети, с узлами в тех местах, где работают наши эксперты и активные помощники. Получилось вот так:

Слайд2

Впечатляет, правда?

Мы иногда обсуждаем наши проблемы в общей переписке, охватывающей, таким образом, весь мир – от Канады до Австралии, с заходом в Сантьяго-де-Компостелу, Рязань, Казань и прочие прекрасные места. И недавно обсуждали мы как раз вранье: и пришли к выводу, что вранье нам всем по-прежнему очень не нравится, и реакция наша на таковое как-то отчего-то не притупляется со временем. Особенно если нам врут целым ведомством. Прямо полным министерством целиком. Это нас задевает, и разочаровывает.

Помните, как говорил тот сыщик-супермен в американском боевике, прежде чем все-таки расплющить своего противника-бандита паровым прессом на автосборочном заводе? Он говорил : "АЙ'М ВЕРИ, ВЕРИ ДИЗАППОЙНТЕД!.."

Ну, вот «Диссернет» тоже «дизаппойнтед» вот этим вот, например:

Filippov-gazeta

Это, изволите ли видеть, широко известное интервью Владимира Филиппова, высокопоставленного начальника Министерства образования и науки (МОН), главы Высшей аттестационной комиссии (ВАК) России интернет-изданию Газета.Ру, опубликованное 1 октября нынешнего года. Г-н Филиппов здесь обсуждает с корреспондентом дело Сергея Георгиевича Ситникова, бывшего ректора Сибирского государственного университета телекоммуникаций и информатики (СибГУТИ), а теперь заведующего там же одной из кафедр.

Конечно, на первый взгляд, по сравнению с разнообразными сенаторами, губернаторами, депутатами, прокурорами и прочими уполномоченными по правам ребенка, которыми в последние месяцы занимался «Диссернет», этот Ситников - не такая уж большая шишка. Но знаете, мы давно решили, что дела укравших свои диссертации ректоров (РЕКТОРОВ!!! ВЫ ВДУМАЙТЕСЬ В ЭТО!!!) российских высших учебных заведений у нас будут идти по самому что ни на есть первому разряду, и мы таких мошенников, работающих непосредственно в сердце отечественной науки, будем считать особо опасными и втройне вредными. Так вот, Ситников этот, разумеется, из самых отборных, можно сказать, коллекционных экземпляров. Ворованная его диссертация выглядит так:

Sitnikov-table

Впрочем я вам эту красоту тут вывешиваю не для того, что вы ею просто любовались. Слава богу, в диссернетовских публикациях вы уж и не такое видали. Я сейчас хочу обратить ваше внимание только на одну деталь: ворованная эта защита состоялась в 2010 году, а это значит, что даже по куцым правилам «трехлетнего срока давности», диссертацию еще не поздно обжаловать. Что мы, разумеется, и сделали.

Еще летом во все компетентные в этом деле инстанции – включая и диссертационный совет в Уфе, через который Ситников протащил свою фальшивку, и, разумеется, экспертный совет министерства науки, – отправились формальные апелляционные жалобы. Формальным заявителем выступил наш коллега Владимир Попантонопуло, подробно ознакомивший «Диссернет» с ситниковским делом. И вот, значит, в начале октября лично Филиппов через Газету.Ру нас заверяет, будто это дело «находится на контроле у министра». «Диссернет» решает этому особенному министерскому контролю посодействовать, и направляет в МОН еще и специальное письмо о Ситникове, с дополнительным подробным изложением результатов нашей экспертизы. Но все это, повторю, в качестве бонуса к формальной жалобе, которая к тому моменту уж больше четырех месяцев путешествует по коридорам и кабинетам министерства.

И тут – буквально на прошлой неделе – мы получаем вот такой ответ за подписью одного из чиновников того самого департамента МОН, который и отвечает за аттестацию научных кадров, то есть за диссертационные дела. Мы этого столоначальника С. В. Игнатьева давно знаем: он нам не раз уже отвечал тупыми, бессмысленными отписками на наши заявления. Среди его излюбленных приемов нам особенно запомнилась манера ссылаться на истекший срок обжалования задолго до того, как этот срок и в самом деле истек. Поэтому мы, увидев под очередным ответом знакомую подпись Игнатьева, сразу почуяли аромат новых приключений. И предчувствие нас не обмануло:

Sitnikov-otvet-MON

То есть оказывается, Министерство образования и науки еще в середине августа, особым приказом отказало в этой апелляции. Причем отказало без объяснений, без аргументов, не вторгаясь в детали. Просто признало вот тот адский ужас, который вы видели на таблице чуть выше (а чиновники МОН тоже его видели, и пояснения «Диссернета» к этой экспертизе все лежали перед ними на столе), – достойной докторского звания научной работой. И подтвердило правильность решения о выдаче этому аферисту в ректорском кресле докторского диплома. Отказано – и все. И произошло это за ПОЛТОРА МЕСЯЦА ДО ТОГО, как г-н Филиппов рассказывал нам что-то такое обстоятельное про «взятие на контроль» и про необходимость правильно оформлять «официальные заявления», а никакие не «интернет-сообщения».

То есть Владимир Михайлович Филиппов нам просто врал. И продолжает врать вместе со всем министерством.

Нам это вранье не нравится. Оно нас огорчает. Более того, оно наводит нас на неприятные подозрения. Нам начинает казаться, что в отношении Министерства образования и науки к усилиям «Диссернета» имеется что-то личное. Какой-то, знаете ли, оттенок заинтересованности... Или даже раздражения... А может быть, опасения?... Кто знает.

Часть 2.

Последние публикации

Полина Ячменникова
Руководителем Высшей аттестационной комиссии стал вице-президент РАН
Михаил Гельфанд
Открытая лекция. Ответы на вопросы слушателей
Как реформа высшего образования повлияла на активность аспирантов